В Комитете гражданских инициатив (КГИ) изучили перспективы развития в стране локальных конфликтов, которые чаще всего связаны с социальными факторами. Пока такие протесты проявляются в отдельных регионах, но со временем могут выйти и на федеральный уровень. Одна из причин разрастания локальных конфликтов – это отсутствие диалога властей с гражданами. Об этом сообщает "Независимая газета".
О том, почему происходят локальные общественные конфликты, как они влияют на общественно-политическую жизнь страны и какие последствия могут за собой повлечь, рассуждают эксперты партии "РОДИНА":
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Северной Осетии Таймураз Фидаров:
- Локальные общественные конфликты, в первую очередь, связаны с финансовым кризисом в стране и социальной несправедливостью. В последнее время народ все чаще поднимает вопросы проведенной в свое время нечестной приватизации, нечестного распределения земель, которые были захвачены людьми, находящимися на тот момент у власти. Также народ беспокоят действия монополий: растущие тарифы на энергоресурсы сначала приведут к тому, что люди начнут жить в холоде, а потом выйдут на улицу со словами "Газпром" - это национальное достояние". Повышаются налоги, за минимальные долги накладываются еще штрафы и пени. И это все на фоне сокращения зарплат и других социальных обязательств. Думаю, если правительство не обратит внимание на эти аспекты, люди закончат просто возмущаться и приступят к действиям.
Причем, заметьте, в последнее время на митинги все чаще выходит молодежь. Это те люди, которые не видели сложный постперестроечный период, им не с чем сравнивать, но при этом они не имеют доступа к ресурсу, потому что все уже поделено. И это все на фоне катастрофической безработицы в стране. Разжигатели и подстрекатели этим пользуются, манипулируя сознанием молодежи через социальные сети и мифические обещания, что крайне опасно.
Представителям власти нужно идти на контакт и давать доступ к ресурсам. Это должно воплощаться в создании рабочих мест, четкого и понятного политического курса, решении вопроса о занятости молодежи, в грантовой политике и субсидиях незащищенным слоям населения. И еще один из важных моментов – нельзя допускать пробелов и тишины в информационном плане: если люди не получают ответы на возникшие вопросы из официальных источников, они начинают верить слухам, которые очень часто распространяются целенаправленно для дестабилизации обстановки.
В Северной Осетии как одном из регионов Северного Кавказа есть еще угроза разыгрывания национальной карты. А учитывая то, что все межнациональные конфликты рождаются на фоне социальной нестабильности, для кавказских регионов это особенно актуально. К протестам от безденежья могут прибавиться и волнения на почве межнациональной нетерпимости и желания забрать землю соседнего региона. В связи с этим федеральной власти стоит вести очень аккуратную и равномерную политику при распределении федеральных средств в регионы и уделять особое внимание республикам СКФО. Дестабилизация Юга является целью зарубежных врагов России, и здесь важны баланс, равноправие и принятие взвешенных решений.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области Дмитрий Новик:
- Безусловно, федеральные и региональные конфликты кардинальным образом отличаются друг от друга, и степень остроты зависит от соотношения уровня ожиданий населения к уровню их жизни. На выходе же получается некий условный коэффициент, который при наложении на определенные обстоятельства вырисовывается в достаточно четкую картину.
Да, региональные конфликты вспыхивают легче и быстрее, но они также быстро и угасают. Причина тому – их прямая зависимость от факторов, влияющих на жизнь общества. Федеральные же конфликты не самостоятельное явление, они никогда сами по себе не появляются. Сумма региональных конфликтов и недовольства людей вытекает на федеральный уровень. К примеру, в тех государствах, где прошли так называемые оранжевые революции, люди из регионов приезжали в столицу высказать свое мнение, защитить свои права и свободы.
Что касается одной из причин, согласно которой растет число социальных протестов, а именно отсутствия диалога властей с гражданами, то могу сказать, что сейчас стало не лучше, а хуже. Был в стране исторический момент, когда власть попросту отказывалась коммуницировать с населением, считая себя "белой костью". Это проявление некого наследия советской партийной системы. Зато все было честно, и люди не обманывались. Сегодня же власть взяла на вооружение немногочисленные способы имитации взаимодействия с гражданами: выездные совещания, сходы и т.д., КПД которых равен нулю. Власть очень хорошо понимает, как обществу важно спускать пар, поэтому постоянно придумывает все новые способы коммуникаций. И это, может быть, не так уж плохо, но до определенного момента. С каждой новой встречей власти и общества "вау-эффект" сходит на нет, поскольку люди начинают осознавать, что их попросту обманывают, вследствие чего зреет почва для конфликтов. И тут в бой вступают и обманутые дольщики, и валютные заемщики, и одинокие матери. То есть я говорю о том, что не так важно, какой конфликт, важна их сумма. Когда мы имеем в общей совокупности несколько, так сказать, тлеющих региональных конфликтов, которые накладываются на общественное недовольство уровнем жизни, то федеральный конфликт неизбежен. И для властей он как всегда будет большой неожиданностью. Ведь у нас до последнего момента считают, что это ерунда, и в социальных протестах нет ничего страшного. Однако такая логика приводит к тому, что потом собираются экстренные совещания, и представители власти часами обсуждают, что делать. Когда произойдет что-то неожиданное и страшное, власти могут принять не совсем адекватное решение, и мы, не дай бог, вернемся в 1991-1993 гг.
В заключение хочу сказать, что у нашего народа чаша терпения очень велика, но, когда она переполнится, места станет мало. Поэтому региональным властям следует кардинально менять свое отношение к гражданам, так как расплачиваться за них будут уже федеральные власти.