В городской Думе Екатеринбурга родилось предложение создать Русскую республику по аналогии с национальными республиками в составе РФ. В это образование предложено включить 46 областей, Еврейскую автономную область и три города федерального значения. Столицей нового субъекта должен стать Екатеринбург.
— В данном случае это просто попытка местного депутата обратить на себя внимание федеральных СМИ и политического класса, — заявил в интервью для "Свободной прессы" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководитель Информационно-политического управления Исполкома Федор Бирюков.
— Наверное, у него есть определенные планы на предстоящий избирательный цикл. Что ж, попытка удалась, выступление было замечено. Но сам вопрос, конечно, очень серьезный и имеет давнюю историю.
Первый "парад суверенитетов" промаршировал по руинам Российской империи после двух революций 1917 года в период Гражданской войны. Тогда на территории развалившейся державы в разных местах появлялись и исчезали самые разнообразные недогосударства, вызванные к своей короткой жизни то интересами тогдашних "полевых командиров", а то и прямыми стараниями других государств, деливших между собой оставшееся бесхозным российское наследство.
Собирателями новой, Советской России, стали большевики. Ради удержания власти им понадобилось в кратчайшие сроки скрепить распавшиеся пространства в единое государство — РСФСР, а затем и СССР. А поскольку лидеры большевиков считали "великорусский шовинизм" враждебной идеологией, то национальная политика СССР повсеместно велась с перекосом в сторону национальных меньшинств, прежде всего в правовом плане. Похожие процессы, кстати, происходят сегодня в Евросоюзе и США, где у власти находятся своего рода "национал-меньшевики" или "интернационал-большевики".
Второй "парад суверенитетов" был более радикальным и завершился распадом СССР, а также целым рядом межнациональных военных конфликтов на бывшей советской территории.
Третий "парад суверенитетов" случился в России в начале ельцинского периода. Именно тогда Россель, возглавлявший тогда Свердловскую область, выступил с идеей создания Уральской республики. Были и другие серьезные очаги сепаратизма. На Северном Кавказе эта проблема обернулась кровавой трагедией для многих народов, в первую очередь — для русских и чеченцев.
Тогдашний сепаратизм был либо прямо антирусскими, либо имели преимущественно территориальный характер. Власть снова выбрала своим врагом именно русский национализм, в то время носивший подчеркнуто объединительный, имперский характер. Дали о себе знать крепкая "марксистская" закваска ельцинских "младореформаторов", а также их тесные связи с откровенно русофобскими западными силами.
Кстати, например, искусственная украинизация ряда исторически русских областей до сих пор приносит свои отрицательные плоды. Как и в целом противоестественное вычленение из политического единства русского народа украинцев и белорусов. При этом именно великороссы оказались "лишенными наследства", так и не получив никакого политико-правового представительства ни в СССР, ни в РФ.
Тем не менее, на пропагандистском и культурном уровне советская власть все же ограниченно признавала государствообразующую и цивилизационную для России роль русского народа. Даже в советском гимне пелось: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь". Но, к сожалению, оказалось, что не навеки…
В принятых недавно конституционных поправках также сделаны некоторые шаги к законодательному закреплению очевидно справедливых прав русских в России. Но в основном это касается культурно-языковой сферы. В то время как у многих других народов Российской Федерации есть свои весомые атрибуты национально-государственной власти в лице национальных республик, конституций, органов власти, титульных языков и так далее. Именно это упорное сохранение советского административно-территориального устройства и советской же национальной политики продолжает вызывать массу вопросов, а также периодически звучащих предложений создать одну или сразу много "русских республик".
Но подобное продолжение "старобольшевистской" политики по дроблению российского государства не только не решит проблемы русского народа, но и создаст новые, в первую очередь, актуализировав угрозу очередного распада страны. Поэтому в ближайшее время никаких кардинальных решений по этому поводу не предвидится.
В перспективе, думаю, власти придут к выводу о целесообразности новой федерализации России и ухода от архаичного и на самом деле псевдонационального административного деления. Русские люди и выходцы из других российских народов — все мы россияне и имеем право сохранять свою национальную идентичность и пользоваться равными социально-политическими правами на всей территории РФ. А регионы, освободившись от тесных и изношенных "национальных корсетов", получат новые импульсы к социальному развитию, соответствуя духу современности и национальным интересам единого российского государства.