Тупик современной либеральной политики коснулся и нашего края. В Башкортостане встала угроза тотального банкротства, когда кормящие наших людей промышленные и агропредприятия – рискуют разом сложиться все, как карточный домик. Власти региона пытаются помочь бизнесу, но пока могут только спасать от банкротства госпредприятия, сливая их друг с другом. Это не путь вперёд, а латание дыр. В июне 2016 года в Госсобрании Башкирии обсудили ситуацию с банкротством предприятий в регионе: обмен мнениями состоялся в рамках парламентских слушаний. Цифры удручают: на различных этапах процедуры банкротства находится 711 предприятий Башкирии. При этом спикер ГС-К РБ признал, что закон о банкротстве в регионе нередко нарушается, и «эта зона остается закрытой для государственного и внешнего контроля», а «большая часть противоправных действий связана с деятельностью арбитражных управляющих».
По словам министра земельных и имущественных отношений Евгения Гурьева, «в связи с ухудшением экономической ситуации, в прошлом году возникла необходимость работы не только с госпредприятиями, но и со всеми организациями, зарегистрированными в Башкирии». Взаимодействие с коммерческим сектором Евгений Гурьев оценил скептически: «Понятно, что в основном частники приходят к нам с просьбой: «Государство, помоги».
Но, не дождавшись помощи, они уходят и больше не появляются. Главной «антикризисной» мерой в госсекторе стал «тришкин кафтан»: присоединение предбанкротных ГУПов к более успешным предприятиям. Так слили, в частности, ГУП «Башкирский гранит» в Фонд жилищного строительства, а ГУП «Башкирский Артек» - в Управление административными зданиями.
«Баштопсбыт» рассчитался с кредиторами только благодаря тому, что был весь распродан: то есть начата распродажа госактивов по сомнительным ценам. Сегодня на разных этапах процедуры банкротства находятся 19 госпредприятий и фирм с участием республики: в частности, «Башкиравтодор», «Уфаводоканал», издательство «Башкортостан», Башкирское речное пароходство, а также уже упомянутый Фонд жилищного строительства.
При этом в регионе орудуют арбитражные управляющие, у которых счет ведомых предприятий, одновременно переходит на десятки. Это не управляющие, а рейдеры! Прокуратура Башкирии слёзно молит ограничить число предприятий, управляемых одним антикризисным менеджером, тремя, а также поднять формальный порог для начала процедуры банкротства – с 300 тыс. рублей задолженности до 1 миллиона.
Николай Выхин,
независимый экономический эксперт